Анализ Отчета об исполнении бюджета Новгородской области в 2013 году показал следующее:

1. Существенно - на 7 миллиардов рублей, или на 24% снизились доходы бюджета Новгородской области. При этом падение доходов было вызвано двумя причинами:

а) сокращением в два раза с 12 до 6 млрд. рублей безвозмездных поступлений из Федерального бюджета за счет уменьшения межбюджетных субсидий;

б) снижением собственных доходов бюджета на 6% в результате сокращения поступлений по налогу на прибыль организаций на 1,8 млрд. рублей, или на 27%.

Согласно расчетам Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» по темпам изменения доходов консолидированного бюджета Новгородская область оказалась на предпоследнем 82-ом месте среди всех российских регионов.

2. В 2013 году на фоне падения доходов бюджета Новгородской области расходы не только не уменьшились, но увеличились на миллиард рублей.  Как результат - дефицит бюджета Новгородской области достиг своего исторического максимума, составив рекордную сумму – 5,7 миллиардов рублей.  Дефицит бюджета Новгородской области, сложившийся по данным годового отчета об исполнении бюджета, составил 35% налоговых и неналоговых доходов бюджета, более чем в два раза превысив максимально допустимый уровень дефицита (15%), установленный Бюджетным Кодексом РФ. 

В рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ Новгородская область занимает 77-е место по отношению дефицита консолидированного бюджета к налоговым и неналоговым доходам в 2013 году.

3. Долговое бремя Новгородской области в 2013 году выросло в 1,6 раза с 8 до 13 млрд. рублей.   На фоне снижения доходов бюджета это привело к повышению уровня долговой нагрузки. Объем государственного и муниципального долга Новгородской области составил 2/3 собственных доходов консолидированного бюджета Новгородской области (66 - е место в «РИА Рейтинге»).

В результате значительного ухудшения показателей бюджетной сферы в 2013 году Новгородская область потеряла в Интегральном рейтинге РИА сразу 9 позиций, (больше только Вологодская область), став его своеобразным антигероем.

Прошлый год оказался трудным не только для Новгородской области, но и для подавляющего большинства российских регионов.  К извечной проблеме сверхвысокой централизации доходов на федеральном уровне добавилась необходимость исполнения майских указов Президента, которые «подорвали» финансовую устойчивость региональных бюджетов. О бюджетном неблагополучии субъектов РФ свидетельствуют следующие цифры:  треть регионов потеряла в доходах – и это без учета инфляции, при этом расходы снизили только 8 % регионов. По данным Минфина, в 2010 году дефицит консолидированного бюджета субъектов РФ составлял 100 млрд руб., в 2011 году дефицит был около 35 млрд руб., в 2012 году он составил почти 280 млрд руб. А по итогам 2013 года сразу вырос до 642 млрд. руб. – более чем в два раза. С дефицитом исполнены консолидированные бюджеты 77 регионов, из которых в 35 дефицит превысил 15% объема налоговых и неналоговых доходов. Консолидированные долги региональных бюджетов, включая муниципалитеты достигли астрономической суммы в 2,2 трлн. рублей.  Такого не было никогда.

Но Новгородская область «провалилась» больше других регионов. В Новгородской области к общероссийским проблемам добавились собственные провалы в экономической и бюджетной политике.

Провал №1 Налоговые льготы ОАО «Акрон»

В 2013 году снижение поступлений по налогу на прибыль организаций составило 1,8 миллиарда рублей. В немалой степени на это повлияло уменьшение поступлений от ОАО «Акрон», которому была снижена ставка налога на прибыль с 18 до 13,5%, что привело к недополучению доходов областного бюджета.   Напомню, в Заключении Губернатора на проект областного закона «О ставке налога на прибыль организаций на 2013 год» в качестве основного аргумента в пользу предоставления льготы было указано, что она не приведет к выпадению доходов областного бюджета, а наоборот позволит увеличить поступление налога на прибыль в областной бюджет до 1,8 миллиарда рублей. По факту за прошлый год ОАО «Акрон» перечислил только 1,3 млрд. рублей в казну, что даже меньше поступлений 2012 года (1,5 млрд. рублей). Последствия для бюджета области - минус полмиллиарда.  

В целом оценка результативности и экономической эффективности является необходимым требованием к эффективному правительству. Еще в 2010 году в Новгородской области было принято Постановление Администрации Новгородской области № 93 «Об утверждении порядка оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот». В соответствии с этим документом Департамент финансов Новгородской области обеспечивает проведение ежегодной оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в соответствии с установленным порядком и методикой расчета оценки эффективности. Мы считаем, что информация об объемах и оценке эффективности налоговых льгот по каждому налогоплательщику и каждому налогу должна быть доступной для граждан и в обязательном порядке размещаться в СМИ, на официальном сайте Правительства в сети Интернет. Ряд регионов России (Калужская, Калининградская области) такие сведения публикует. Однако в Новгородской области этого не происходит.

4 февраля 2014 года «Собрание коренных новгородцев» направило запрос на имя губернатора С.Г. Митина о раскрытии информации о результатах оценки льгот по налогу на прибыль, предоставленных ОАО «Акрон» в 2009, 2011, 2013 и 2014 годах. Однако в своем ответе Руководитель Департамента финансов Новгородской области Елена Солдатова в предоставлении информации отказала. Возникает вопрос, проводится ли оценка эффективности налоговых льгот по утвержденной методике, либо преференции предоставляются «на глазок» по ходатайствам заинтересованных лиц?

Совершенно очевидно, что политика областных властей по раздаче налоговых льгот крупным налогоплательщикам будет в дальнейшем снижать устойчивость бюджетной системы области.

Провал №2 Рост тарифов на тепло и нагрузки на бюджет по компенсации выпадающих доходов организациям ЖКХ. Годами область отвлекает огромные ресурсы на поддержку неэффективного коммунального комплекса вместо того, чтобы инвестировать в проекты развития и модернизации инфраструктуры.

В 2013 году 400 котельных по всей области, принадлежащих предприятю-банкроту «Новжилкоммунсервис», по договору аренды были переданы новой компании ООО «ТК Новгородская» с уставным капиталом 10 тыс. рублей. Конечными бенефициарами этой компании являются 4 физических лица – жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области. ТК «Новгородская» получила имущество на преимущественных условиях без проведения конкурентных процедур. А дальше Департамент по ценовой и тарифной политике Новгородской области для ООО «ТК Новгородская» установил эксклюзивные тарифы на тепло. Тарифы, по мнению предпринимателей Боровичского района, завышены в 1,5-2,5 раза.  Если тариф за тепло у местных поставщиков составляет от 900 до 1200 рублей за Гкал, то у «ТК Новгородская» 3 000 рублей. С боровичанами согласен Глава Валдайского района Тарасов. Цитата: «Сильный удар для нас – новые тарифы на тепло, которые после прихода Новгородской тепловой компании выросли в Валдайском районе практически в два раза».

Сложившаяся ситуация подтолкнет бизнес к строительству собственных котельных, это, в свою очередь, приведет к уменьшению объемов продаж монополиста, и как следствие росту тарифов для учреждений социальной сферы и граждан. В конечном итоге бремя расходов ляжет на плечи налогоплательщиков региона.

Мы неоднократно на публичных слушаниях бюджета области высказывали предложения по проведению независимого аудита тарифов, аудита организаций, получающих самые крупные дотации из бюджета,  формированию рабочей группы с привлечением независимых экспертов для оценки действительного положения дел в коммунальном комплексе, разработке программы модернизации коммунальной инфраструктуры. Однако ни одно из этих предложений Правительством области услышано не было.

Исчерпав возможности для диалога, мы обращаемся к правоохранительным органам с просьбой провести проверки по фактам передачи котельных в аренду ООО «ТК Новгородская» без проведения конкурса и утверждения для этой компании завышенных тарифов на тепло.  

Последнее время мы часто слышим победные реляции Правительства Новгородской области о высоких оценках качества управления финансами в Новгородской области, которые ставит Минфин России. Но не можем с ними согласиться.  Статистика, расчеты, основанные на объективных данных, говорят о глубоком кризисе публичных финансов Новгородской области, провальной бюджетной политике 2013 года, которая поставила область на грань финансового краха. 

Учитывая вышеизложенное, рекомендуем Новгородской областной Думе не принимать Отчет об исполнении бюджета области за 2013 год и рассмотреть вопрос об отставке Первого вице-губернатора Новгородской области Мининой Вероники Витальевны.

Анна Черепанова, Председатель НРОО «Собрание коренных новгорродцев», кандидат экономических наук